Договор поставки товаров для муниципальных нужд

У государственных субъектов и муниципальных образований при реализации программ соответствующего уровня и решении вопросов местного значения может возникнуть потребность в определенных товарах или услугах. Финансирование таких нужд происходит из бюджетов федерального и регионального уровня, а поставку товаров имеют право осуществлять субъекты предпринимательской деятельности, зарегистрированные в РФ. Правовые взаимоотношения между сторонами регулирует специальный документ — договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Правовое регулирование договора

Договор поставки товаров для государственных нужд, образец его регламентируется такими нормативно-правовыми актами:

    закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ о поставках для федеральных госнужд;

    закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ о материальном госрезерве;

    закон от 02.12.1994 № 53-ФЗ о госзакупках сельхозпродукции, сырья и продовольствия;

    закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе в сфере госзакупок;

    закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ об оборонном госзаказе.

В гражданском законодательстве закупке товаров для госнужд посвящены ст. 525-538 ГК РФ. Эти статьи регламентируют основания для поставки продукции, порядок заключения договора и госконтракта, порядок отказа покупателя от заключения соглашения, оплату товаров, возмещение понесенных убытков и другие правовые аспекты.

Особенности договора

Данный договор является разновидностью договора поставки. Его назначение – оформление закупки товаров, необходимых государству с целью обеспечения его нужд в различных сферах экономики. В соответствии с договором, поставщик берет на себя обязательство передать в оговоренный срок товары в собственность госзаказчику.

Договор поставки товаров для муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством и рядом федеральных законов. Особенность соглашения состоит в том, что одним из участников правоотношений является государство.

Товары поставляются в соответствии с государственным (муниципальным) контрактом и заключенным на его основании договором поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Законодательство устанавливает повышенные требования к заключению и исполнению всех соглашений, субъектом которых является государство. Значительное внимание уделяется вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий таких соглашений.

Договор составляется в письменной форме, его должны подписать все стороны сделки. Предметом соглашения выступает любая продукция, которая приобретается для использования в хозяйственных целях. Необходимо отметить, что для госнужд можно закупать, как правило, только товары отечественного производства (исключение — страны ЕАЭС).

Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд могут выступать:

    госзаказчик (в этой роли выступают органы исполнительной власти, государственные учреждения, федеральные и казенные предприятия);

    поставщик (государственные и частные компании и предприниматели);

    получатель товара (может быть лицо, не являющееся госзаказчиком).

Конкретный состав участников соглашения определяется структурой договорных связей, сформированных на основе госзаказа.

В чем разница между поставкой коммерческой и для госнужд?

Особенностями договора поставки для муниципальных и госнужд являются следующие:

    В роли покупателя выступает госзаказчик или уполномоченная на это организация.

    Договор составляется на основе госконтракта.

    Заказы на поставку товаров размещаются на открытых торгах.

    Сроки и порядок заключения соглашения на поставку продукции для госнужд четко определен в ст. 529 ГК РФ – не позднее 30 дней поставщик должен направить проект договора поставки покупателю, который указан в извещении госзаказчика (если такой проект не представлен самим покупателем). Еще 30 дней дается другой стороне на подписание проекта договора. При наличии разногласий составляется протокол. Покупатель вправе отказаться от заключения договора поставки полностью или частично, о чем поставщик обязан сообщить госзаказчику, а тот обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, либо направить разнарядку на отгрузку другому покупателю, или соглашется принять и оплатить товар сам (ст. 530 ГК РФ).

    Оплата товаров и возмещение убытков поставщику осуществляется за счет средств, полученных из бюджета.

    Если государственным заказчиком и покупателем выступают разные субъекты – необходимо заключать два документа: и договор поставки, и госконтракт. При этом заказчик обычно обязуется оплатить товары, а поставщик – обеспечить их доставку покупателю.

    Споры, возникающие между участниками при подписании соглашения или выполнении его условий, рассматриваются арбитражными судами.

Существенные условия соглашения

В договоре поставки обязательно надо указать:

    предмет соглашения (наименование и количество товара);

    конкретные сроки выполнения обязательств.

Все вышеперечисленные условия относятся к существенным. Также в договоре следует оговорить следующее:

    место выполнения условий соглашения;

    стоимость продукции и возможные способы оплаты;

    порядок приемки товаров;

    ответственность участников сделки;

    права и обязанности участников;

    форс-мажорные обстоятельства.

Что должно быть прописано в данном договоре в дополнение к обычному соглашению

Договор поставки товаров для муниципальных нужд отличается от других договоров такими моментами:

    Целью продажи и поставки товаров. Ее можно сформулировать так: «Предметом настоящего договора является поставка товаров для муниципальных нужд». Цена, как правило, определяется условиями муниципального контракта.

    Сторонами, принимающими участие в сделке. Одной из сторон обязательно должен выступать муниципальный заказчик или уполномоченное им лицо.

    Обеспечением оплаты приобретаемых товаров за счет средств государственного бюджета или иных источников финансирования.

    Условием об уплате поставщиком неустойки за просрочку поставки или недопоставку продукции.

    Особенностями исполнения обязательств. В документе может быть указано, что поставщик должен поставить товары непосредственно муниципальному заказчику либо иным организациям-получателям. Если в соглашении принимают участие три стороны – обязанность по оплате полученной продукции возлагается на госзаказчика, а не на покупателя, получившего ее (если условиями госконтракта не предусмотрено иное). При оплате товара получателем госзаказчик выступает в роли поручителя по его денежным обязательствам.

Остальные пункты договора практически ничем не отличаются от обычного договора поставки. Образец договора поставки вы найдете здесь.

Отдельно стоит упомянуть о способе заключение госконтракта – через объявление конкурса (аукциона). При этом разработанный заказчиком вариант договора входит в состав конкурсной документации. Поставщик, соглашаясь на участие в конкурсе, автоматически выражает свое согласие с предложенными условиями.

Источник: spmag.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.