Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Бюджетный учет характерен для госструктур. Он применяется казенными, автономными и бюджетными учреждениями. Выделение таких форм хозяйствования предусмотрено ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Деятельность их регламентируется несколькими правовыми актами, помимо закона № 7-ФЗ:

    автономные учреждения должны ориентироваться на положения закона от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

    казенные структуры придерживаются правил, указанных в Бюджетном кодексе РФ.

«Бюджетная» бухгалтерия казенных организаций предполагает акцентирование внимания на отражении расчетов по оказываемым госуслугам и порядке выполнения государственных функций. Все доходные поступления должны быть перечислены в бюджет, а их финансирование производится по бюджетной смете. В автономных и бюджетных организациях основным сегментом учета являются услуги в сфере науки, образования, здравоохранения, спорта, культуры, соцзащиты граждан. Автономные учреждения уполномочены самостоятельно распределять получаемые доходы от деятельности (п. 2 ст. 298 ГК РФ).

Бюджетный учет – это система сбора и обобщения сведений о производимых хозяйственных операциях на предприятиях в госсекторе, о финансовых итогах их деятельности. Он направлен на отражение текущей деятельности и на отслеживание состояния расчетов с бюджетом по выделяемому финансированию.

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Отличительными чертами ведения учета в бюджетном секторе являются такие условия:

    учетные операции отражают с привязкой к статьям бюджетной классификации;

    присутствует обязательство постоянного отслеживания уровня исполнения сметы по доходной и расходной частям;

    расчеты производятся при участии казначейства;

    в зависимости от сферы деятельности необходимо применять специфические отраслевые рекомендации по бухучету.

В то же время бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях должен учитывать правовые требования закона «О бухучете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ. Закон предписывает придерживаться норм налогового законодательства. Дополнительными условиями выступают:

    наличие утвержденной учетной политики;

    обязательная регистрация в учетных регистрах всех хозяйственных операций, причем стоимостные параметры должны отражаться только в рублевом эквиваленте;

    имеющиеся у предприятия активы и обязательства необходимо регулярно пересчитывать;

    отчетность должна удовлетворять требованиям достоверности и полноты отражения информации о финансовых итогах деятельности;

    необходимо создать систему внутреннего мониторинга.

Бухгалтерия бюджетного учреждения основывается на плане счетов, утвержденном приказом Минфина от 01.12.2010 г. № 157н. Он состоит из таких разделов:

    активы нефинансовые;

    активы финансового характера;

    обязательства;

    счета, отражающие финансовые результаты;

    счета, посвященные процедуре санкционирования расходов (они показывают движение средств, выделенных предприятию из бюджета);

    забалансовые счета.

Этот план счетов является единым для бюджетников, он содержит обобщенные рекомендации.

Бухучет в бюджете ведется путем составления проводок методом двойной записи (с учетом признака счета – активный или пассивный). Особенности учета можно отследить по планам счетов, которые утверждены отдельно для каждого типа госструктур:

    автономные учреждения ведут учет при помощи счетов из приказа Минфина от 23.12.2010 г. № 183н;

    бюджетные учреждения должны применять счета из приказа Минфина от 16.12.2010 г. № 174н;

    для казенных предприятий Минфин разработал отдельный план счетов, утвержденный приказом от 06.12.2010 г. № 162н.

Бухгалтерский учет в бюджете основывается на многозначных счетах учета. Каждый такой счет состоит из 26 символов (аналитические коды классификации отражаются в первых 17 знаках, 18-й знак соответствует коду вида деятельности, следующие 4 знака берутся из единого плана счетов и соответствуют его синтетическим кодам, последние цифры – аналитика по КОСГУ, то есть по видам поступлений или выбытий).

Отчетность составляется по правилам, отраженным в приказе Минфина от 28.12.2010 г. № 191н (Инструкция по составлению бюджетной отчетности).

Бухучет в бюджетных учреждениях регламентируется законодательством более жестко, чем учет в коммерческих структурах. Это отражается и на способах документального оформления операций. Бланки первичных документов и бухгалтерские регистры для госучреждений утверждены Минфином приказом от 30.03.2015 г. № 52н.

Как изменится учет в бюджетных учреждениях в 2019 году

С наступлением 2019 года организации-бюджетники должны будут откорректировать внутреннюю систему учета и финансового контроля в связи с вступлением в силу ряда законодательных поправок. Например, с января надо будет учитывать нормы новых пяти федеральных стандартов по бухучету в бюджете, их положения затрагивают следующие вопросы:

    движение денежных средств;

    формирование учетной политики, исправление ошибок;

    учет в бюджетных организациях в отношении доходов;

    отражение данных о событиях после отчетной даты;

    колебания курсов валют.

Положения новых стандартов скажутся не только на текущем отражении хозяйственных операций в учетных данных, но и на правилах составления отчетности.

Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях изменится и в связи с вступлением в силу приказа Минфина от 08.06.2018 г. № 132н. Он вносит корректировки в порядок формирования КБК, которые входят в состав счетов учета в бюджете. На плане счетов отразится и нововведение по порядку применения кодов КОСГУ, о чем говорится в приказе Минфина от 29.11.2017 г. № 209н. Так, в кодах КОСГУ появится более детальная расшифровка, в некоторых будут присутствовать буквенные символы.

Источник: spmag.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.