Распространяется ли закон «О защите прав потребителей» на юридические лица

Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» был принят 7 февраля 1992 года. С тех пор он активно используется гражданами, недовольными качеством приобретенного товара или оказанных услуг. У них есть возможность отстаивать свои интересы в судебном и досудебном порядке. Распространяется ли закон о защите прав потребителей на юридические лица, и что делать организации, столкнувшейся с недобросовестностью продавца или исполнителя, прояснит наша статья.

Кто такой «потребитель»?

Кто является потребителем, сформулировано в преамбуле закона № 2300-1. Под данным термином понимается гражданин,заказывающий услуги или покупающий товары для личных целей (либо собирающийся это сделать). Из определения прямо следует, что ответ на вопрос, распространяется ли закон «О защите прав потребителей» на юридические лица, будет отрицательным. В отношении организаций данный закон не применяют, так как они не являются потребителями.

Этот факт нашел отражение в судебной практике. В частности, в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 07.08.2009 г. (дело № А29-8889/2008) суд, разъясняя причины отклонения кассационной жалобы, отметил, что юридическое лицо не вправе ссылаться на нормы закона «О защите прав потребителей». Ее подателем было ОАО, представитель которого полагал, что непредставление компании технической документация о товаре является нарушением 10-й статьи закона № 2300-1.

Что защищает организации от недобросовестности продавцов

Несмотря на то, что под закон «О защите прав потребителей» юридические лица не подпадают, у них есть другие механизмы для оспаривания действий недобросовестного продавца (поставщика, исполнителя и т.д.). Они вправе обращаться в суды, ссылаясь на нарушенные пункты договора и нормы Гражданского кодекса. В этом тандеме положения ГК имеют приоритет, и условия договора не должны ему противоречить.

Например, если организация по договору поставки или купли-продажи получила некачественные товары, в исковом заявлении ей следует ссылаться на статьи 475 и 518 Гражданского кодекса РФ. Согласно этим нормам, покупатель вправе отказаться от продукции неудовлетворительного качества, если ее недостатки существенны, и вернуть деньги, или потребовать замены брака. Если компании были оказаны некачественные услуги (сделан ремонт офиса с дефектами, неточно переведен иностранный текст, и т.д.), юридическое лицо защищает свои права на основании статей 783 и 723 Гражданского кодекса.

Подобные дела рассматриваются в арбитражном суде. Но вначале предпринимается попытка решить спор в досудебном порядке. Контрагенту направляется претензия, где указываются выявленные недостатки товаров (услуг) и излагаются требования покупателя (заказчика). Срок реагирования на претензию определяется договором, но он не должен превышать 30 дней с момента отправки заявления (п. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Распространяется ли на ИП закон «О защите прав потребителей»

В определении понятия «потребитель», приведенном в законе, есть важное уточнение: приобретаемые им товары / услуги не должны быть связаны с предпринимательской деятельностью. Тем самым ИП также выводятся за рамки действия данного закона, если они покупают что-либо для ведения бизнеса. Как и юридические лица, конфликты по поводу качества поставленных товаров (оказанных услуг) индивидуальные предприниматели в этом случае решают в соответствии с условиями заключенного договора и положениями Гражданского кодекса.

Но если человек, имеющий статус ИП, покупает некачественный товар для личных нужд, он защищен законом «О правах потребителей», как обычный гражданин. Как вернуть товар юридическому лицу, вы можете прочитать в этой статье.

Источник: spmag.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.