Учет постоянных налоговых активов

Налоговый (НУ) и бухгалтерский (БУ) учет в компании зачастую не совпадают, поскольку формирование данных в них осуществляется по различным нормативам: в НУ – по принципам НК РФ, в БУ – по утвержденным положениям бухучета. Это приводит к образованию суммовых разниц при подсчете базы налога на прибыль.

Разницы формируются на постоянной основе, поскольку операции предприятие повторяет, а расхождения между принятыми алгоритмами двух учетов никогда не устраняются. Поэтому разницы называют постоянными (ПР): возникнув, они не списываются, лишь изменяют величину и представляют собой сумму дохода или затрат, отраженную на счетах бухучета, но не включаемую в расчет базы налога.

ПР могут быть положительными или отрицательными. На их основе различают такие понятия, как постоянный налоговый актив (ПНА) и постоянное налоговое обязательство (ПНО).

ПНА и ПНО: что это?

Объясним, что такое постоянный налоговый актив простым языком. Поскольку база для расчета налога на прибыль (ННП) по-разному определяется в применяемых учетах, то и величина налога в них различна. Если сумма облагаемой прибыли в НУ меньше, чем по данным БУ, то образуется постоянный налоговый актив. Если же прибыль по НУ больше рассчитанной в БУ, говорят о формировании постоянного налогового обязательства.

Активы и обязательства (ПНА и ПНО) признаются в периоде образования разниц от совершенных операций. Их суммарный расчет производится в соответствии с алгоритмом исчисления налога на прибыль, т. е. произведением суммы разницы на ставку налога (20%), получая в результате сумму постоянного налогового актива или обязательства.

Таким образом, ПНА – это сумма налога, уменьшающая размер платежей в бюджет в текущем периоде, а ПНО отражает величину, повышающую налог на прибыль. Основным критерием наличия этих понятий является приближение бухучета к налоговому, необходимое для выравнивания данных БУ с информацией в декларации по ННП.

Причины возникновения ПНА и ПНО

Основными условиями образования ПНА являются:

    признание определенных затрат в НУ и их непризнание в бухучете. В частности, п. 7 ст. 262 НК РФ позволяет учитывать затраты по НИОКР (если изыскания обоснованно ценны для государства) в НУ с коэффициентом 1,5, т. е. каждый рубль может быть учтен в полуторном размере. Сумма затрат, превышающих расход по БУ в этом случае преобразуется в положительную разницу, и, как следствие, в ПНА;

    уменьшение стоимости ОС после проведенной переоценки. В подобной ситуации стоимость активов по БУ будет ниже их налоговой стоимости, следовательно, доля начисленного износа будет признана в НУ, но не будет признаваться в БУ – эта сумма формирует ПНА.

Обратные процессы (увеличение стоимости активов после переоценки, непризнание или лимитированное признание расходов в НУ, при их неограниченном признании в БУ, или повышение стоимости ОС при безвозмездной передаче) повлекут возникновение ПНО.

Учет постоянных налоговых активов и обязательств

Компании должны осуществлять аналитический учет постоянных разниц (по объектам, договорам), самостоятельно разработав соответствующую систему, приемлемую для себя.

Для отражения ПНА и ПНО в бухучете применяется результативный счет 99 «Прибыли и убытки», корреспондирующийся со счетом 68 (субсчет расчетов по ННП):

    ПНА фиксируется записью Д/т 68 – К/т 99,

    для учета ПНО проводка будет обратной: Д/т 99 – К/т 68.

Постоянный налоговый актив: пример

Учредитель фирмы, имеющий более 50% в ее УК, безвозмездно внес 300000 руб. Эта сумма не облагается ННП (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ), но признается доходом в БУ, а потому сформирует отрицательную ПР и, следовательно, ПНА, величина которого составит 60 тыс. руб. (300 000 х 20%). Бухгалтер отразит постоянный налоговый актив проводкой:

Д/т 51 К/т 91-1 – на сумму дохода 300 000 руб.

Д/т 68 К/т 99 – на величину ПНА 60 000 руб.

Постоянное налоговое обязательство: пример

Предприятием проведена рекламная кампания. В БУ затраты на рекламу списаны полностью в сумме 200 000 руб., но для целей НУ эти расходы являются нормируемыми. Согласно налоговому законодательству для расчета ННП нормируемые расходы на рекламу принимаются в размере 1% от выручки (п. 4 ст. 264 НК РФ). Допустим, выручка в отчетном периоде составила 15000000 руб. Значит, величина «рекламных» затрат не может быть более 150 000 руб. (1% от 1 500 000).

В итоге образовалась постоянная разница в 50000 руб. (200 000 – 150 000). Прибыль по НУ больше, чем прибыль по БУ, т.е. можно говорить о возникновении ПНО в сумме 10000 руб. (20% от 50 000). Необходимо отразить в учете:

Д/т 44 К/т 60 – затраты по рекламной кампании в сумме 200 000 руб.

Д/т 99 К/т 68 – на сумму ПНО 10 000 руб.

Влияние ПНА и ПНО на прибыль компании

По ПБУ 18/02 прибыль по БУ, умноженная на ставку ННП (20%), считается условным расходом по ННП, убыток по БУ – условным доходом.

Произведение суммы прибыли по НУ и ставки налога называют текущим ННП. Условный расход/доход по ННП «подгоняют» к величине текущего налога с помощью ПНО и ПНА.

Используем исходные данные представленных выше примеров:

По итогам отчетного периода прибыль по БУ составила 15 100 000 руб. (15 000 000 + 300 000 (взнос учредителя) – 200 000 (расходы на рекламу)). Условный расход по ННП по БУ равен: 3 020 000 руб. (15 100 000 х 20%).

Текущий ННП по НУ – 2 970 000 руб. ((15 000 000 – 150 000 (на рекламу)) х 20%).

С учетом ПНА (60 000 руб.) и ПНО (10 000 руб.) условный расход корректируется, выравнивая сальдо сч. 68 до величины текущего налога: 3 020 000 – 60 000 + 10 000 = 2 970 000 руб.

Источник: spmag.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.