Иностранный язык можно изучать во сне

Источник: forbes.ru

Идея обучения во сне, или гипнопедии, была впервые выдвинута в начале XX века. Американский изобретатель Алоиз Бенджамин Сейлиджер в 1927 году предложил использовать «психофон» — приспособление, транслировавшее аудиоинформацию, пока испытуемый спал. Параллельно идею развивали писатели-фантасты: в «Дивном новом мире» Олдоса Хаксли гипнопедия — важный элемент антиутопии, где она используется для манипулирования сознанием людей.

Однако с появлением научной нейробиологии идея гипнопедии приобрела репутацию лженаучного шарлатанства. В частности, было установлено, что во всех случаях, когда испытуемые запоминали полученную во сне информацию, в их мозгу наблюдались альфа-ритмы, а это свидетельствует о пробуждении. Таким образом, заключили нейробиологи, если усвоение новых знаний и происходит, то лишь в краткие моменты на грани сна и бодрствования, а следовательно, крайне неэффективно. В дальнейшем время от времени публиковались результаты, свидетельствующие о том, что запоминание во сне (например, музыкальных мелодий) все же возможно. Однако лежащие в основе физиологические механизмы оставались загадкой.

Не так давно стала проясняться одна из главных функций сна: консолидация памяти, то есть избирательный переход информации из кратковременной в долговременную память. Если во сне мозг способен «проигрывать» информацию, полученную в период бодрствования, чтобы отобрать из нее главное для запоминания, теоретически вполне возможно использовать тот же процесс и для запоминания нового. Именно так рассуждали исследователи из Института психологии Университета Берна в Швейцарии. В их работе, вышедшей на прошлой неделе в Current Biology, они показали, что ассоциации незнакомых слов с определенными понятиями, сформированные во время кратковременного дневного сна, могут быть использованы мозгом в бодрствующем состоянии. Более того, гиппокамп — часть мозга, участвующая в ассоциативном обучении — выполняет ту же саму функцию и в том случае, когда обучение происходит во сне.

В состоянии глубокого сна («медленный дельта-сон») клетки мозга синхронно активизируются примерно каждые полсекунды («дельта-колебания»). Испытуемым проигрывали слова родного немецкого языка, а затем — их перевод на вымышленный язык, причем «иностранные» слова звучали точно в момента активизации нейронов в дельта-ритме. К примеру, несуществующее слово «гуга» означало «слон», а «тофер» — «ключ». После того, как испытуемые пробуждались, им предлагалось задание на ассоциации: ассоциируется ли данное незнакомое слово с маленьким или большим предметом? В статистически значимом большинстве случаев «гуга» ассоциировалась с чем-то большим, а «тофер» — с маленьким.

Исследователи показали, что гиппокамп и речевые центры мозга участвуют в запоминании новых «слов» как во время бодрствования, так и во сне. Из этого они делают заключение, что базовый механизм запоминания не требует участия сознания.

По словам руководителя исследования Катарины Хенке, нейробиологам еще предстоит выяснить, каким образом и в какой степени можно использовать способность мозга формировать ассоциации во сне для практических целей.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.